doctorfilm


Видеосъемка как приключение.


Previous Entry Share Next Entry
«Снимать классное видео может каждый...» - Часть 1.
doctorfilm



Я решил написать серию статей по видео съемке для начинающих по нескольким причинам.

Во первых. Все начинающие наступают на одни и те же грабли. Одни и те же вопросы в почту, одни и те же ошибки на видео, которое просят «оценить и прокомментировать».

Во вторых я уже пол года не могу выкроить время на учебный курс DoctorFilm, и мне стыдно перед теми, кого я обнадеживаю фразой «курсы обязательно будут...», а курсов все нет и нет. Пусть для них это будет маленькой компенсацией.
В третьих. Я действительно уверен, что «готовить может каждый», как сказал Шеф повар Гюсто в мультфильме Рататуй. Для этого не обязательно иметь какой то особенный талант, образование или дорогую аппаратуру.

Итак начнем.....

Вступление.

Ещё недавно видеопроизводство было закрытой областью для простого любителя: дорогостоящая аппаратура, высокие трудозатраты и сложность монтажа... Мир изменился, теперь у нас есть интернет и цифровое видео. Достаточно иметь телефон с видеокамерой, простейшие навыки монтажа на компьютере и выход в интернет и вот уже твое видео на youtube или vimeo. Его могут увидеть миллионы.... Но, вот беда, его НИКТО НЕ СМОТРИТ!!!
- Почему? В чем дело?
- Отвечаю. Потому что видео стало слишком много. И теперь недостаточно просто снять видео, нужно снять видео, которое будет интересным, динамичным и живым.
Вот об этом мы и поговорим с вами.

Хочу предупредить сразу. Я НЕ БУДУ описывать техническую сторону видеосьемки. Те, кто считает, что я сейчас дам «волшебные рецепты» по размеру диафрагмы, цветокоррекции и техническим приспособлениям могут дальше не читать... Я попытаюсь описать БАЗОВЫЕ принципы видеосъемки, которые  составляют основу любого успешного продукта. И отсутсвие которых не смогут компенсировать тысячи книжек и статей про техническую сторону вопроса.



Часть 1 (Подготовка.)

«Сражения выигрываются ещё до их начала.»
В ваших руках оказывается видеокамера, iPhone или даже «зеркалка» с возможностью видеосъемки. И вы, ощутив прилив творческого энтузиазма, начинаете снимать, причем всё подряд... Сняв несколько гигабайт материала, вы потратите несколько долгих вечеров или ночей, чтобы смонтировать свой первый (второй, третий...) Фильм. Соберете всех друзей у себя на «рюмку чая», чтобы продемонстрировать им свой шедевр. И как неприятно будете удивлены, когда ваши друзья начнут зевать и отвлекаться на 3-ей минуте просмотра... А почему?

Всё просто. Фильм получился очень длинным, затянутым и неинтересным, вы вставили в него всё, что по вашему мнению казалось вам интересным. Поздравляю. Вы допустили первую и самую главную ошибку. Вы не задали себе вопрос:
«Для кого вы снимаете фильм?»




Вы когда-нибудь смотрели школьный выпускной своих младших братьев или юбилей своей тёти, снятый вашими любимыми мамой или папой? Снято всё скрупулезно, много и с Любовью. Замечали, что при просмотре первых 10 минут (из полностью заснятой часовой кассеты) вас начинает клонить в сон и срочно хочется куда-то улизнуть? Пусть даже в кадре мелькают знакомые лица, и всё происходящее вроде бы вас тоже как-то касается. Но «героически» осилив всю кассету, вряд ли вы будете пересматривать этот «шедевр» ещё раз,  не говоря уже о посторонних людях.

Кассета уйдет в «семейный архив» и, скорее всего, будет выброшена на помойку вашими детьми или внуками, как бесполезный хлам.
Чтобы ваше творение не постигла та же участь, придется ответить себе на самый главный вопрос: Для кого вы снимаете фильм?

Не смотря на простоту – это самый важный вопрос. Вы должны себе ответить на на него, честно, "без скидок" и до начала съемки. И когда в процессе планирования, съемки, разработки идеи, монтажа.... возникает вопрос: снимать - не снимать, делать - не делать, «оставить или выкинуть», вы должны поставить себя на место зрителя (Для кого вы снимаете фильм) и за него ответить «Будет ли ему этот кадр ценен, интересен?». Ответ на этот вопрос позволит вам видеть перед собой конечную цель и не распыляться на мелочи. 

Итак, мы определились для кого мы будем снимать. После этого не спешите хватать в руки камеру. А лучше возьмите лист бумаги и карандаш. И набросайте себе...

«План съемки.»


Золотое правило гласит: «все гениальные идеи – это результат нарушения, плана, а не четкого следования ему.»

Но нельзя всё время рассчитывать на кураж, уникальность момента и "творческое озарение". Поэтому план должен быть всегда. Насколько подробным и детальным будет план съемки, настолько меньше времени вы потратите на съемку и монтаж. А уж нарушать его или нет, вы решите во время съемки самостоятельно.
Профессиональные операторы и режиссеры не просто расписывают план, они рисуют каждый эпизод на бумаге, а только потом его снимают. Это называется раскадровкой.
Для вас же достаточно просто распланировать своё время.

Типовой план для простейшего репортажного видео выглядит так.
1) Идентифицировать происходящее. Что, Где, Когда? Происходит в видео.
1*) Заинтриговать. (если идентификация не важна, то можно ей пренебречь)
2) Показать действие.
3) Логично завершить.

В качестве примера: "вы планируете заснять какие то любительские соревнования?"

Простейшая последовательность вашего видео будет следующей:
- Показать мини-интервью у участников, судей и тренеров, чтобы уже во вступлении было понятно, о чем фильм, и что будет в дальнейшем происходить на экране.
- Показать подготовку. Как участники надевают экипировку, волнуются, готовятся.
- Показать соревнование.
- Завершить ролик мини-интервью с впечатлениями участников. Или показать эмоции после завершения выступления на награждении.

Используя этот план, можно подготовиться к съемке заранее. Например, попросить нескольких участников приехать пораньше, чтобы интервью брать не в спешке, и заранее подготовить вопросы. Можно поговорить с Организаторами, какие дисциплины и в какой последовательности планируются и на каких площадках, чтобы заранее выбрать точки съемки и расписать время съемок на каждой площадке и т. д...

Уже из плана вы можете увидеть, что какие-то эпизоды будут Постановочными, а какие-то Репортажными...

И точно будет не лишним Узнать как можно больше об объекте съемки...

      
 «Узнать как можно больше об объекте съемки!»


Изучите заранее область, в который вы собираетесь снимать. Чем больше вы о ней знаете, тем больше вероятность того, что вам в голову придет великолепная идея, что лучше показать зрителю. Вы не будете «плавать» в терминологии. И сразу поймете, какие моменты процесса являются самыми зрелищными и на них надо потратить больше сил и времени. Это касается любой области, от соревнований по прыжкам на сноуборде, до выпускного вечера вашего племянника.
Ну вот, теперь у нас в голове есть план и куча идей. Осталось только...

«Проверить оборудование.»

Примите как факт, что Вы будете много, очень много перемещаться во время съемки, даже если площадка съемки 10 на 10 метров, персонажи тоже не будут стоять на месте, поэтому камера всегда должна быть под рукой, а всё остальное должно быть в боевой готовности, но не мешать.
Запасные заряженные аккумуляторы, чистый объектив, запасные флешки. Обо всём этом следует позаботиться заранее.
Сумка или рюкзак должны быть максимально удобными и не стеснять движения.
Не забывайте про защитные насадки на объектив. При съемке в движении это защитит объектив от пыли, влаги и возможных проблем при падении. А вам позволит быть более смелыми в выборе точек съемки и ракурсов.
Можно приступать. Вы добрались до места съемки. Достали из сумки камеру, включили кнопку “On” и вот тут вас подстерегает вторая главная ошибка начинающего оператора

Продолжение: «Снимать классное видео может каждый...» - Часть 2.



  • 1
Спасибо, жду следующих выпусков.

Они уже готовы. осталась последняя редакция.

Пользователь dementievskiy сослался на вашу запись в записи «Про видео.» в контексте: [...] Саша написал статью Снимать классное видео может каждый [...]

Re: Про видео.

Оооо... спасибо, спасибо.

надо рельсы купить

и маленькую тележку :)))

Ну походу я правильно все делаю пока )

Да мне, в целом кажется, что первая часть подходит к любому виду деятельности.
Если вместо слова съемка, подставить: рыбалка, путешествие, поход в лес за грибами, то все сохранит актуальность. :)))
Вот во второй части будет больше про специфику операторской работы.

меня всегда ломает таскать с собой все желязки (штативы, слайдеры и прочее).
иногда все сводится к тому, что я беру в руки фотик и поливаю все с рук:)

надо сказать, если съемка с воды, то там ничего больше и не поможет, чтобы стабилизировать картинку.

но вот слайдер... всегда хочется несколько кадров со слайдера, но ради этого переть в дальние поездки эту бандуру - жесткач:)

Про слайдер.
Вопрос стОит ставить совсем по другому.
Если ты не знаешь какой эффект ты хочешь произвести на зрительское подсознание или восприятие с помощью того или иного приема или предмета, то лучше не надо его брать (это про слайдер).
Съемка "со слайдера, ради слайдера" - бессмысленно и неэффективно.
На самом деле к нему быстро привыкаешь.


Про съемку с воды.
Съемка с воды тоже отдельный вопрос. Я вычислил несколько закономерностей, когда стоит снимать с рук, а когда с опоры, пусть даже на качающуюся лодку. если интересно могу поделиться самыми очевидными.

Про съемку с рук.
У меня тут мнение очень схожее с советом, который дал мне Стас (zergkind): "прежде чем снимать фото с вспышкой, следует взять в прокат источники постоянного света и поснимать с ними, повыставлять по разному, научится понимать, как свет отражается от преметов, рассеивается, как рисует тени и т.д..." (на мой диллетантский жаргон прошу не обращать внимания, надеюсь вы поняли о чем я?). Я считаю, что то же самое и с доп оборудованием. Когда поймешь, в какие моменты требуется стабилизация, а когда ей стоит пренебречь, когда нужны выезды, панаромирование, а когда просто статический план. Вот тогда можно постепенно от них избывляться. Но не поработав с ними, сложно дойти до всех этих приемов только съемкой с рук...

Спасибо за информацию!

Продолжение будет в самое ближайшее время.

кстати, напиши советы путешественникам, которые ходят в одно лицо и им надо привозить не только фото но и видео.
вообще, реально ли это? Я для себя решил что в общем то реально но столько траблов добавляет...

Я так мало и плохо снимаю фото. Что, боюсь не смогу адекватно сравнить.

НО, думаю, что если фотосъемка сюжетная (допустим под статью), то можно совместить.
Но это очень сложно и занимает в 2 раза больше времени.
И самое главное не забываем, что видео передает "движение, действие" а фото "момент". Нужно переключать не только настройки в камере, но и голову.
Одновременно и то и другое сложно делать. "Переключаться" постоянно очень выматывает.
Обязательно что то одно пострадает.

А вот с технической стороны не вижу никаких сложностей.

Как здорово! Спасибо! Ценная информация, которую в технической литературе не встретишь.
Жду продолжения!
Обучаясь на аниматора 3D, понимаешь, что тут ты и кузнец и жнец: и сценарист, оператор, художник и актер. :)))

Ох, как мне это близко. Правда вместо слайдера у меня тележка на роликовых колёсиках :) Слайдер громоздкий и с малым ходом. А совсем недавно купил небольшой кран. Ну правда, с руки такого не снять :)

"Во всём нужна сноровка, закалка, тренировка. " (с) ;)
Спасибо за систематизацию!
Ждём продолжения.

(Deleted comment)
А если я снимаю видео только для себя? Для своих друзей и про них же? Лично мне все равно, уснут зрители на второй минуте или нет, мне и друзьям нравится, и этого достаточно :-))) Кстати, когда делаешь ролик про соревнования, всем любителям этого вида спорта нравится, потому что на свой спорт они могут смотреть бесконечно.

Классный вопрос, 5 баллов!!!

Как показывает статистика зрительского интереса, которую я собираю и изучаю.
Ситауция примерно такая:
Даже друзья, которые после первого просмотра будут недовольны: "почему так мало и почему меня там нет." пересмотрят короткий и динамичный ролик в десятки раз больше, чем длинный и нудный!!!

А ещё для многих авторов фраза "я снимаю для себя и друзей", становится оправданием собственной лени.

Поверьте, я готов поклясться на своём 5DmII, что правило: "Снимай видео так что бы оно было интересно стороннему человеку ("не в теме") и оно будет во много раз интереснее и твоим друзьям и тем кто в ("теме")" - это правило работает на все 100%

О! я на фотке засветился :)

Серег, тебе отдельное спасибо.
Это твой пост про то, как надо вести блог вдохновил меня.
Я решил в кои то веки написать, что то простое и полезное.

Спасибо, простоо но доходчиво)

По операторской работе Будет ещё проще. Я постарался настолько всё упростить, что для многих профессионалов это может показаться кощунственным.
Но в голову начинающих нельзя вложить сразу много всего, им нужны простые правила.

Нет самого главного - у фильма должна быть идея, явная или неявная.

не будем забегать вперед... а то так можно себя обогнать, загнать и потерять.

Хотя принцип: "Мысли глобально, действуй предметно" - очень правильный.
Но мы сейчас учимся делать предметные шаги. А генерация идей - это наверно нужно обратиться к курсам креатива. Не будем смешивать всё в кучу? Давайте дробить задачу. :)))

Edited at 2012-11-23 10:28 am (UTC)

Сорри, но статья бредовая.
Как готовить котлеты? 1. приготовиться делать котлеты, 2 проверить всё ли есть. 3. сделать котлеты.

Приятно читать у себя в журнале разнополярные мнения.
Спасибо.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account